Советы психолога
Рекомендации педагогам для работы с учащимися
девиантного поведения.
Советы классному руководителю, педагогам
- Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени.
- Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса.
- Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
- Быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана.
- Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.
- Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника.
- Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.
- Будьте оптимистом и открыто выражайте надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
- Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
- Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не замечать».
Рекомендации учителям.
- Определите сферу интересов ребёнка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.
- Определите обязанности ребёнка в классе следите за их исполнением.
- Создайте ребёнку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.
- Посоветуйте ребёнку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т.д., руководителем которого является мужчина.
- Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвяшённую этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т.д.
- Создайте такую атмосферу в классе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо сильно заострять на них внимание с негативной стороны, а наоборот, показывать ценность ошибки, как попытки.
- Формируйте веру в успех, т.е. подчёркивайте любые улучшения, отмечайте сильные стороны учеников, демонстрируйте свою веру в них.
- Анализируйте, повторяйте и закрепляйте прошлые достигнутые успехи.
- Признавайте трудность заданий, которые вы предлагаете классу, и ограничивать время на их выполнение.
- Обязательно отмечайте даже маленькие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки и т.д.)
Рекомендации учителю для работы
с детьми девиантного поведения на уроке
При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
- сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
- помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
- ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
- использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток;
- учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
- необходимо делать акцент на положительные моменты в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
- учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
- не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
- не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
- нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.
Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: "Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".